График личного приёма граждан:
Среда 15.00 - 17.00
Корпус 5 каб.4
В педиатрии необъяснимое начинается с рождения ребенка
«Русский закат - самое красивое явление природы… Врачи-педиатры в чем-то сами немного дети… Рождается ребенок хрупкий, слабый. Родители недоумевают: с чего бы это? Ага, ты пьешь, куришь, а претензии к кому? К роддому?.. Ребенка нельзя помещать в тепличные условия», - Галина Геннадьевна Зотова - заместитель главного врача по поликлинической работе. У нее беспокойное хозяйство – она курирует три детских и три взрослых поликлиники Городской больницы Костромы.Тем не менее, она выкроила 30 минут из своего обеденного перерыва, чтобы ответить на наши вопросы.
❓ Галина Геннадьевна, какое направление доставляет больше хлопот, взрослое или детское?
✅ Взрослое. Я проработала в педиатрии тридцать лет и «детство» для меня как на ладони. Какие-то вопросы, относящиеся к взрослой терапии, были в новинку, что-то приходилось осваивать с нуля, чему-то уделять больше внимания. Но ничего, нашлись точки соприкосновения.
❓ Сейчас вы, можно сказать, чиновник. Не скучаете по практической медицине?
✅ В первую очередь, я педиатр высшей категории. Вообще, мне всегда удавалось совмещать административные обязанности с врачебной практикой. Когда работала заведующей детской поликлиникой на Гагарина, продолжала вести амбулаторный прием. В настоящее время также практикую. Работа с детьми для меня это что-то особенное. Без этого я себя не мыслю.
❓ Традиционный для наших интервью вопрос: как вы пришли в медицину?
✅ Не случайно. Моим идеалом в детстве был участковый врач железнодорожной поликлиники Костромы. Как сейчас помню: Баса Наумовна, фамилия для ребенка тогда была не так важна. С тех пор мечтала о том, чтобы стать доктором, ведущим прием детей. Для меня мой участковый педиатр был идеалом женщины, которая помогает и несет добро. К окончанию школы эта мысль во мне только укрепилась.
❓ Какой институт заканчивали?
✅ Ивановский.
❓ И по распределению попали в Кострому?
✅ Не хотела возвращаться. По натуре я романтик, одно время мы с семьей жили на Чукотке, так что меня тянуло куда-то на Север. Но судьба распорядилась по своему: на пятом курсе вышла замуж, потом родила двойняшек. На руках двое детей, муж. Путь был предопределен: назад к родителям в Кострому.
✅ Здесь же окончила интернатуру на базе 1-й городской больницы. Так что, как пришла сюда в восьмидесятом, так больше никуда и не уходила.
❓ Что самое сложное в медицине?
✅ В разные периоды - по-разному. Когда шло мое становление как врача, самым тяжелым было пережить смерть больного. В то время, помимо амбулаторного приема, мы по графику дежурили в стационаре, в детском и инфекционном отделениях, нам везли детей со всей области, были тяжелые дети с менингококкцемией, заболеваниями крови. Страшно осознавать, что ты ничем уже не можешь помочь.
✅ Нечасто, но приходилось на участке посещать безнадежных детей с онкопаталогией. Одного такого мальчика из больницы выписали: видишь эти тусклые глаза, видишь, как он хочет жить, но он угасает, и с этим ничего не поделаешь. Страшно.
✅ Также очень сложно было с больными, которые рождались с врожденной патологией. Был у меня ребенок с гидроцефалией. Замечательная мать, прекрасные родители, они из всех сил за ним ухаживают, заботятся. А сделать по - большому счету ничего нельзя. А нужно родителей как-то подбодрить, дать им какую-то уверенность, что мы готовы и дальше бороться.
✅ Вообще, когда пациент уходит из жизни, для врача - всегда трагедия, не важно, молодой ты доктор или со стажем.
❓ Были в вашей практике случаи, которые с точки зрения медицины необъяснимы?
✅ В педиатрии необъяснимое начинается с момента рождения ребенка. В буквальном смысле: сам новорожденный ведь не может объяснить, что именно его беспокоит. За него скажут родители, мама, бабушка, но одно дело видеть, другое понимать.
✅ Другой момент. Иногда вот смотришь на детей из неблагополучных семей и не понимаешь, как они вообще выживают? В свое время, когда была заведующей поликлиникой по таким семьям много походила. Это сейчас у нас это… завуалированно, а тогда к ним в обязательном порядке выходили три службы: социальный работник, милиционер и врач. Дети как-то умудрялись жить среди этих горе-родителей, бушующих, дерущихся! И мать с отцом спивались, а дети тянулись к жизни, выживали и постепенно крепли.
✅ Другое дело, что потом это все равно проявлялось. Приходилось наблюдать уже детей тех детей – у них обнаруживались те же заболевания, которыми страдали их родители. Чудес не бывает, генетика есть генетика.
✅ С другой стороны, в благополучных семьях часто дети вырастают хилыми и болезненными. Ребенка нельзя помещать в тепличные условия!
❓ Говорят, что раньше и солнце светило ярче, и травка была зеленее, и деревья выше (правда,в этой логике и тараканы должны были быть крупнее). Медицина та и медицина сейчас - насколько они сопоставимы?
✅ Думаю, везде можно найти как положительные, так и отрицательные моменты.
✅ Тогда мы были молоды, все было по плечу. Кстати,тогдашние социалистические соревнования были реальным двигателем прогресса в нашей амбулаторно-поликлинической практике. Был энтузиазм, искреннее стремление стать лучше, добиться большего. Это работало.
✅ Художественная самодеятельность: мы все тогда пели и все танцевали. Вовлекали туда наши семьи. Наша поликлиника часто становилась победителем областных конкурсов. И сложно было, и маленькие дети, но был коллектив, чувство локтя и задор.
✅ Пусть вечера, на которые мы все собирались, были с оттенком социализма, что ли, но если коснуться тонкостей души, это встречи с друзьями, коллегами, огромный заряд настроения. Потом это постепенно стало отходить.
✅ Конечно, по оснащению, по уровню организации сейчас медицина неизмеримо выше. Помню, мечтали: вот бы провести ремонт в поликлинике, ведь двадцать лет не было. Двадцать лет! Разве сейчас в это можно поверить?
✅ С тех пор, мы несравнимо продвинулись дальше. Раньше на что ориентировались? Фонендоскоп, рентген, клинический анализ крови, мочи. Все! Никакого УЗИ, никакого томографа, маммографии и так далее. Сейчас мы стремимся к автоматизации, и если добьемся, чтобы каждый врач на рабочем месте одним нажатием кнопки мог получить полную информацию о больном, видеть результаты снимков, анализов, анамнез- это же будет здорово!
✅ Сейчас, чтобы врач имел возможность практиковать, он должен повышать свою квалификацию, продлевать свой сертификат. Он просто обязан постоянно учиться. Раньше, тот, кто не очень стремился к новым знаниям, мог годами работать «на старом багаже».
❓ Изменились ли со временем сами пациенты?
✅ Раньше они были более доброжелательными.Помню, дежуришь в стационаре. Поступает ребенок с ларинготрахеитом. Это когда вот сейчас он дышит нормально, а через 5-10 минут – удушье. Небулайзеров тогда не было, в стационаре проводили ингаляции. Всю ночь сидишь с ребенком и дышишь. Мама дремлет, а ты дышишь, а утром идешь в поликлинику на прием. Мама тебя находит, приходит и говорит: «Спасибо за ребенка, вы же с ним всю ночь возились».
✅ Сейчас слова благодарности - редкость. Изменилось наше общество, изменились наши дети.
✅ Вспомнилось вот. Участковые педиатры часто совмещают работу в детских садах, школах. Пришла как-то в школу (это было в разгар перестройки), а дети ведут себя просто безобразно. Обратилась к директору, мол, приструнили бы, невозможно вести прием, а та отвечает: «Что вы, доктор такое говорите? Школа - отражение нашего общества». Общество мол, бурлит, вот и дети бесятся.
✅ Отношение сегодняшних пациентов к врачам - отражение настроения в обществе. А всего-то бы сказать:«Спасибо, доктор». Тем более, что педиатры, в подавляющем большинстве, приходят в профессию по зову души.
❓ В вашей жизни были Учителя с большой буквы?
✅ В интернатуре - Лариса Борисовна Пискунова, пусть и немного со мной поработала.
✅ В амбулаторно-поликлинической службе наставниками всегда бывают заведующие. У меня таким учителем была Ася Федоровна Кашевар. Превосходный специалист, уравновешенный человек. Она выделяла меня за то, что я стремилась что-то улучшить, изменить. До сих пор ей благодарна. Ее уже нет в живых, знаю, где ее могилка, навещаю.
✅ Лютая Евдокия Петровна, тоже заведующая поликлиникой. В стационаре - Староверова Галина Дмитриевна.
❓ А у вас есть ученики?
✅ Конечно. Так получилось, что большинство моих коллег - одного поколения. В те времена мало приходило молодых специалистов. Когда я стала заведующей, то превратилась в маму для всех и даже тех, кто был старше меня. Ко мне шли с разными проблемами: семейными, житейскими.
✅ Жизнь заставляла. Кто-то с мужем разводился, кого-то замуж выдавали. Казалось бы, нерабочие вопросы, а как без них? Многие становились для меня не только учениками, но и подопечными.
❓ Чем заполнена ваша жизнь помимо медицины?
✅ Два раза в год я обязательно путешествую. При этом стараюсь один раз съездить зарубеж, один по стране. В этом году я была в Марокко. Убедилась, что мусульманский мир – это… иной мир. В России была в Карелии, на Селигере, во многих других местах.
✅ У меня большая семья: две дочки, два зятя, четыре внука, мама, брат, муж – двенадцать человек и все праздники мы вместе. Стараюсь больше быть с внуками. Внуки вообще быстро от мам, от бабушек отходят, и чтобы этого не произошло, стараюсь уделять им больше внимания. Обучила внуков плаванию.
✅ У современных детей ведь одна нянька – планшет, да компьютер. Иногда кажется, что они говорят с тобой на иностранном языке. Приходится соответствовать современным веяниям.
✅ А еще у меня есть домик в деревне. Там банька, костерок разведешь – хорошо! У меня есть закат. Иногда смотрю и думаю, что лучше нашего заката ничего в природе и не бывает.
❓ Есть ли у вас мечта? Нет, не так: давайте помечтаем на профессиональную тему и, отдельно, о личном.
✅ Хотелось бы, пусть в завершение своей карьеры открыть хотя бы одну поликлинику, в которой бы все было в соответствии. Чтобы это было не приспособленное помещение, а специализированный проект, отвечающий всем необходимым стандартам. Чтобы там все было светло, понимаете? Чтобы люди приходили туда и радовались.
✅ Семье пожелала бы стабильности и чтобы все были здоровы. Ну и внуки – так получилось, что мои дочери не стали докторами, хотя очень хотели: может быть, кто-нибудь из внуков пойдет по моим стопам.